Давай вернемся в Кукольный Дом!

декабря 1, 2011

Сегодня мы хотим вам пердставить статью Ангелины Трошкиной и Дарьи Шеболковой под названием “Давай вернемся в Кукольный Дом!”. Данная статья о Пензенском Театре Кукол победила в Пензенском областном конкурсе юных журналистов под названием “Проба пера”.

Давай вернемся в Кукольный Дом!
Кукольный Дом.

 

Половина населения города Пензы – молодежь. И, несмотря на то, что практически на каждой улице масса спортивных секций, клубов и дискотек, половину нашего города ежедневно мучает вопрос – куда пойти? Мы решили провести эксперимент и найти новое в хорошо знакомом старом. Эффект оказался неожиданным.

Дело было вечером, делать было нечего…

Наш десятый класс сидел во дворе школы и, как в известном детском стишке, обсуждал, чем бы заняться в выходные.
«А если в кукольный театр сходить?» – осенила нас гениальная мысль. «Прико-о-о-льно! – пропели одноклассники. – Отправляйтесь, потом расскажите, как и что. Только там, наверное, одна малышня, а вы две тетки великовозрастные притопаете».
Тетки так тетки! Подумаешь!

Сначала – спектакль

Воодушевленные, мы стали искать сведения о Пензенском театре кукол. Оказывается, говоря «кукольный театр», мы совершаем грубую ошибку. Правильно – «театр кукол». Пензенский «Кукольный дом» весьма именитый, у него масса наград, а руководитель коллектива, Владимир Бирюков – заслуженный деятель искусств России. В прошлом году пензенцы стали лауреатами Международного фестиваля в Сербии в номинации «Лучший режиссер» и «Лучший актерский ансамбль», совсем недавно получили Национальную театральную премию «Золотая маска» за лучшую работу художника (спектакль «Мой друг Джинн», художник – Виктор Никоненко) . Прекрасный повод взять интервью!
Звоним в театр самому Бирюкову. «Владимир Иванович, нам бы интервью, мы начинающие журналисты. Можно?» – скромненько поем в трубку. «Буду разговаривать только после того, как посмотрите наш спектакль, а то журналисты часто пишут о том, чего не знают!» – сразу преподал урок профессиональной этики худрук. Да разве кто отказывается?

Участвуют все!

И вот мы сидим в небольшом зале в окружении нарядных первоклашек. Гаснет свет…
А несколько минут спустя, мы, вместе с малышней, уже хохочем над проделками Братца Кролика и Братца Лиса, топаем, хлопаем и требуем яблок и попкорна, которыми щедро делятся герои сказки. Спектакль пролетел незаметно, и, выйдя из зала, мы искренне не понимали, почему столько лет лишали себя такого удовольствия?

Диагноз – провинциал нелюбопытный

С выражениями восторга, залетаем в кабинет главного режиссера. А он нам с порога:
«Хочу спросить, почему вы удивились, что спектакль вам понравился?». Мы растерялись: «Ну… ведь не так много людей в пятнадцать лет ходят в театр кукол…». «Да вы сами себя ограничиваете, – развел руками режиссер. – Подросток отличается от ребенка или взрослого тем, что активно и жестоко отказывается от детства. А театр кукол – это образ детства».
«А почему вы не поставите пьесу для пятнадцатилетних? Мы бы пришли» – задаем встречный вопрос.
«Подростковый спектакль – рискованное предприятие, – вздохнул Бирюков. – Любому возрасту необходимо предложить интересную тему. То, что вы смотрели сейчас, занятно, но не созвучно вашим проблемам. Хотя среди наших поклонников есть пятнадцатилетние ребята. Им интересно, потому что театр – это зажигательно, талантливо, а значит, притягательно.
Вообще, кукольный театр хорош тем, что с раннего возраста вырабатывает у людей эстетический вкус.
Пензе очень повезло, что у нее хороший театр. Но есть вещи, которые меня поражают. Во-первых, это глубокий провинциализм, отсутствие любопытства! Когда я учился в Ленинградском театральном институте, мастер нам говорил, что плох тот студент, который не может попасть на заинтересовавший его спектакль. И мы прорывались, сметая все на своем пути!
Я помню, на спектакль «Юнона и Авось» залезли через крышу! На Караченцова, исполнявшего главную роль, сверху сыпался голубиный помет из-под наших коленей. А когда в Питер приехал великий Юрский, мы прорвались через милицейское оцепление. Стражи порядка доложили прославленному артисту, что сейчас будут искать и выпроваживать студентов-безбилетников, но он ответил: «Прошли студенты, и правильно сделали. Если вы их не оставите, уйду я». И нас оставили в зале! Запомните, кроме образования, которое дают школы, есть еще и самообразование!»

Куклы – это куклы

Начитавшись мистических историй об оживших куклах, мы жаждали рассказов в стиле сказки «Щелкунчик». Вопрос специально подобрали, с «прицелом»…
«Ваш театр получил награду за лучший актерский состав. А что под этим подразумевается – только актеры или куклы тоже?»
«Называть куклу актером нельзя. Она просто оживает с нашей помощью. И нечего заниматься мистикой. – Сразу «раскусил» нас Владимир Иванович. – Театр достаточно грубая материя. Готовый спектакль – это разговор у парадного подъезда. А вся остальная часть, закулисная – пот, кровь и слезы. Актеры часто плачут. Это большой труд – каждый день извлекать из себя необходимую эмоцию. Поэтому, говоря о труппе, я, прежде всего, говорю об актере».
Но к куклам тут все-таки трепетное отношение. Вот, например, в фойе драмтеатров висят фотографии заслуженных актеров, а в Кукольном доме, везде – заслуженные куклы. И с ними можно поздороваться!

Давайте придумаем свой спектакль!

Нам не хотелось покидать удивительный мир, созданный талантливыми артистами и мы еще долго бродили в фойе.
«Театр кукол – сложное искусство. И наша вина, что мы им пользуемся как театром только для детей» – эти слова Бирюкова почему-то «застряли» в голове.
Но лично мы-то собираемся снова вернуться! С друзьями.
А может, мы напишем сценарий кукольного спектакля для подростков.
А может, его напишешь ты?

Где учат актеров-кукольников?

Актеров театра кукол готовят в театральных ВУЗах в Москве, Санкт-Петербурге и др. Это такая же специальность, как драматический актер, или актер балета. Сейчас в труппе Пензенского театра кукол нет актеров-пензяков!

Бизнес в куклы не играет…

За все время существования Кукольного дома ни один пензенский бизнесмен не оказал материальной поддержки удивительному коллективу! А она была бы весьма кстати. Наверное, их мамы не водили на спектакли.

Телефон Пензенского областного театра кукол «Кукольный дом» – 34-38-39
Адрес: г.Пенза, ул.Чкалова, 35

Оставить комментарий