30 ноября в московском театре “Ленком” прошла встреча Владимира Путина с художественными руководителями российских театров. Разговор был достаточно открытый и откровенный. Тон дискуссии задал сам премьер, который обратился к собеседникам со вступительным словом. Данное выступление напомнило отчет главы правительства о выполнении обещаний, данных театральным деятелям в апреле этого года в Пензе.
Владимир Путин.
Отметку о выполнении премьер, в частности, поставил против обещания изменить закон о госзакупках. Поправки в него были приняты 23 ноября, и теперь театры получили большую свободу действий в расходовании собственных средств. “Как вы и просили, размер суммы, которую учреждения культуры могут тратить без проведения торгов, увеличен со 100 до 400 тысяч рублей”, – говорил премьер.
Достаточно это или нет – высказаться по этому поводу он предложил худрукам.
За коллег первому отвечать пришлось худруку петербургского Александринского театра Валерию Фокину. По его словам, лично его как творческого руководителя новый порядок устраивает. “Мы удовлетворены”, – уверил Фокин.
Продолжая разговор, премьер напомнил, что было сделано еще одно важное дело – подготовлена Концепция долгосрочного развития театрального дела до 2020 года. В числе ключевых приоритетов этого документа Путин назвал интенсивное развитие провинциальных театров. Они в большей степени, чем столичные, нуждаются в поддержке, поскольку, как правило, зависимы от местных властей. Чтобы отбить у чиновников охоту в ручном режиме руководить городскими и областными театрами, вплоть до составления репертуара, премьер пообещал озаботить губернаторов разработкой региональных программ развития местных учреждений искусства.
Не меньшее беспокойство у Путина вызывают коллизии, возникающие во взаимоотношениях художественных руководителей и директоров театров. Последних участвовать в разговоре с премьером вчера не допустили, и слова в свою защиту они сказать не могли. Худрук “Современника” Галина Волчек была удивлена – кому мешают театральные директора? Путин поспешил заверить, что лично ему директора не мешают. Но похоже, что у многих худруков отношения с ними не складываются. У директоров есть мощный рычаг в виде денег, который они пытаются использовать.
После этого возник спор о том, что же на сцене первично – творчество или презренный металл, без которого творчество едва ли выживет. Волчек по секрету призналась, что в начале карьеры худрука для нее финансовые вопросы были темным лесом. Но с годами она втянулась и начала понимать что к чему. А вот директору отличать систему Станиславского от системы Мейерхольда вовсе не обязательно. Директор должен быть “крепким менеджером”, убежденно заявила Волчек.
В понимании худрука питерского Театра Европы Льва Додина двух мнений быть не может – первым лицом в театре должен быть его художественный руководитель, который принимает административные решения, а финансовые полномочия делегирует своему директору. “Художественный руководитель должен был фигурой номер один, определять политику”, – горячо поддерживал земляка Путин.
Глава Министерства культуры Александр Авдеев попытался защитить интересы директорского корпуса. Он привел печальный пример директора Театра кукол имени Образцова. “Он пал жертвой закона. Мы его защищаем”, – говорил министр. И изумил премьера. “Ну-ну, как можно пасть жертвой закона”, – перебил его Путин. Авдеев заверил – можно, если человеку, отвечающему за финансовое благополучие театра, материальное обеспечение творческого процесса, приходится ловчить и изворачиваться.
Впрочем, в частный случай решили не погружаться. Зато было принято принципиальное решение начать постепенный переход театров на контрактную систему. Срочные контракты, подчеркнул Путин, нужны не только актерам, но и всем сотрудников театров, чтобы защитить их интересы. Без них гримеры, осветители и суфлеры совсем бесправны. Идею поддержали. После этого худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков развернул разговор в другое направление, предложив провести инвентаризацию русского театра, чтобы понять, каким кадровым потенциалом – актерским и режиссерским – мы располагаем. В его понимании расходы на содержание 600 театров в стране превышают возможности федерального бюджета. “Театр как велосипед. Он либо едет вперед, либо падает”, – сделал резюме Табаков.
Худрук Малого театра Юрий Соломин дискутировать по поводу того, что происходит с велосипедом, не стал, но грудью встал на защиту провинциальных театров. Да, многие из них переживают не лучшие времена – старые актеры сошли со сцены, молодые не горят желанием ехать из Москвы в глубинку. Но театры надо не закрывать, а спасать. Точку в споре поставил Путин. По его словам, Табаков не призывал после инвентаризации закрывать неперспективные театры, а понять, чем им можно и нужно помочь со стороны федеральных и региональных властей. “Власть нужна не для того, чтобы жить всласть, а чтобы правильно организовывать процесс”, – заявил премьер.